Положение
о социально-психологической службе
МКОУ «Гоксувотарская средняя общеобразовательная школа»
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Социально-психологическая служба (далее СПС) – является постоянно действующим органом
МКОУ «Гоксувотарская средняя общеобразовательная школа»
СПС в своей работе руководствуется:
•
конституцией РФ;
•
конвенцией ООН о правах ребенка;
•
нормативными документами МО РФ
•
нормативно-методической и правовой базой учебно-воспитательного процесса;
•
решениями органов управления образования;
•
настоящим положением;
•
программой социально-психологического и логопедического сопровождения участников
образовательного процесса.
Деятельность СПС школы направлена на учащихся, педагогический состав, администрацию их
социально-психологическую поддержку и обеспечение их психического здоровья;
Сотрудники СПС (психолог, социальный педагог, воспитатель группы продлённого дня)
осуществляют свою деятельность в тесном контакте с учреждениями образования,
здравоохранения, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СПС
Основной целью социально-психологической службы школы является
обеспечение сопровождения психического и психологического здоровья учащихся; их
социализация и социальная адаптация; выявление проблем.
Задачи СПС:
•
Реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста;
•
Сопровождение развития индивидуальных особенностей детей: интересов, способностей,
склонностей, чувств, отношений, жизненных планов;
•
Содействие созданию благоприятного для развития ребенка психологического климата,
который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со
взрослыми и сверстниками, с другой стороны – созданием для каждого ребенка на всех
этапах онтогенеза ситуации успеха в деятельности, которая наиболее значима для ребенка
в текущий момент социальной ситуации;
•
Оказание своевременной социально-психологической помощи и поддержки детям и их
родителям, педагогам и администрации школы;
•
Создание условий для своевременной коррекции в сопровождении индивидуального
развития учащихся с проблемами поведения, обучаемости, социально-педагогической
запущенностью;
•
Социально-психологическое просвещение для всех субъектов образовательного
пространства школы.
3. ФУНКЦИИ
СПС координирует работу психолога и социального педагога.
Разрабатывает методики, помогающие педагогам осуществлять собственную практику в работе
с учащимися.
Содействует созданию благоприятных социальных ситуаций развития обучающихся,
психологических условий для формирования здорового образа жизни детей и подростков.
Осуществляет непрерывное повышение профессиональной квалификации сотрудников.
Осуществляет деловое партнерство с другими образовательными учреждениями города.
Участвует в деятельности экспертной группы по аттестации психолога и социального педагога
школы.
4. Основные направления работы СПС
Диагностическое направление
В данном направлении социально-психологическая служба ориентируется на:
углубленное изучение ребенка на протяжении всего периода обучения в школе
выявление индивидуальных особенностей, в воспитании и обучении.
Диагностическая работа с детьми проводится в групповой и индивидуальной форме. Специалисты
СПС осуществляют:
•
проведение диагностического обследование с целью определения хода их
психологического и соматического развития в соответствии возрастным нормам;
•
изучение особенностей детей и социальной ситуации их развития с целью обеспечения
индивидуального подхода в процессе обучения, помощи в профессиональном и
личностном самоопределении;
•
проведение социально-психологической диагностики общения детей со взрослыми
сверстниками, выявление психологических причин нарушений общения.
Профилактическое направление
•
Задачи данного направления заключаются в формировании у педагогов и детей
потребности знаний в области психологии, социологии, дефектологии, педагогики и
желания использовать данные знания в работе с ребенком или в интересах собственного
развития. Создавать условия для полноценного психологического развития ребенка на
каждом возрастном этапе, своевременно предупреждать возможные нарушения в
становлении личности и интеллекта.
•
Психопрофилактическая работа проводится преимущественно с членами педагогического
коллектива, родителями и другими взрослыми, которые оказывают влияние на
формирование личности подростка.
Коррекционно-развивающее направление
•
Данное направление предполагает активное воздействие всех специалистов
СПС на процесс формирования личности и индивидуальности ребенка. Задачи
СПС - обеспечитьсоответствие развития ребенка возрастным нормативам,
помочь педагогическому коллективу в индивидуализации обучения и
воспитания детей, а также в развитии их способностей, и склонностей.
•
Особое место в данном направлении занимает работа по преодолению
отклонений в развитии, нарушений в учении и поведении детей. Планы и
программы развивающей икоррекционной работы разрабатываются с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, определенных в ходе
диагностики, и носят строго индивидуальный, конкретный характер.
Консультативное и просветительское направление
Консультативное и просветительское направление осуществляется специалистами СПС со
всеми категориями образовательного процесса: учащимися, родителями, педагогами и
администрациейшколы. При этом специалисты СПС осуществляют:
•
•
проведение индивидуального и группового консультирования учащихся по
проблемам учения, развития, жизненного и профессионального
самоопределения, взаимоотношенийсо взрослыми и сверстниками, и личным
проблемам;
•
обучение подростков и старшеклассников навыкам самопознания,
самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических
особенностей и возможностей дляуспешного обучения и развития;
•
оказание психологической помощи и поддержки школьникам, находящимся в
состоянииактуального стресса, конфликта, сильного эмоционального
переживания.
•
проведение индивидуальных и групповых консультаций с педагогами по
вопросамразработки и реализации программ обучения и воспитания;
•
проведение психолого-педагогического консилиума, в рамках которого
происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической
стратегии сопровождениякаждого ребенка в процессе его обучения, а также
определенных ученических групп и параллелей;
•
консультирование администрации школы по проблемам обучения детей,
организациишкольной жизни, планирования учебно-воспитательных
мероприятий на основании психологических и возрастных особенностей
детей;
•
социально-посредническую работа в ситуациях разрешения различных
межличностных имежгрупповых конфликтов в школьных системах отношений:
учитель-учитель, учитель- ученик, учитель-родители и т.д.
консультирование и просвещение родителей по формированию ответственного
отношения родителей к проблемам школьного обучения и развития ребенка.