Образовательная программа начального общего образования (1-я ступень).2022-2023

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
Основной общеобразовательной программы
начального общего образования
МКОУ « Гоксувотарская СОШ »
I.
Учреждение
МКОУ
«Гоксувотарская
СОШ»

Директор
Кунакбиева И.П

Год основания :1986г
II.
1.
Полное название
продукта
2.
Актуальность
продукта

3. Основная идея

4.

Новизна продукта

5.
Планируемые
результаты

6.

Структура продукта

Общие сведения
Юридический адрес
учреждения
368023
РД
Хасавюртовский
район,
с.Гоксувотар
Ул.Школьная №16

Дополнительная
информация
Учредитель:
Администрация МО
«Хасавюртовский
район»

Сущностные характеристики

Основная общеобразовательная программа начального общего
образования МКОУ «Гоксувотарская СОШ »
Одним из важных компонентов современных Федеральных
государственных
образовательных
стандартов
является
общеобразовательная программа начального общего образования
(ООП НОО), которая формируется с учетом особенностей первой
ступени общего образования, как фундамента всего последующего
обучения.
Основная общеобразовательная программа начального общего
образования
определяет
содержание
и
организацию
образовательного процесса на ступени начального общего
образования. Она направлена на формирование общей культуры
обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное,
личностное и интеллектуальное развитие, на сохранение и
укрепление здоровья.
Основная общеобразовательная программа начального общего
образования – новый вид образовательной программы для
образовательных учреждений, на основе примерной ООП НОО, с
учетом типа и вида образовательного учреждения, а также
образовательных
потребностей
и
запросов
участников
образовательного процесса.
В требованиях стандарта отражены основные результаты
начального общего образования (предметные, личностные и
метапредметные).
К
ним
относятся
сформированность:
предметных универсальных способов действий, системы знаний,
обеспечивающих возможность продолжения образования в
основной школе; основ умения учиться; системы ценностей,
толерантности и патриотизма; индивидуального прогресса
личностного развития.
I целевой раздел:
а) пояснительная записка
б) планируемые результаты освоения обучающимися основной
образовательной программы начального общего образования;
в) система оценки достижения планируемых результатов освоения

ООП НОО пояснительная записка;
II содержательный раздел:
а) программа развития УУД у обучающихся на ступени НОО;
б) программы отдельных учебных предметов, курсов, курсов
внеурочной деятельности;

программы по предметным областям:
 филология
(русский
язык,
литературное
чтение,
иностранный язык);
 математика и информатика (математика);
 обществознание и естествознание (окружающий мир);
 основы духовно-нравственной культуры народов России;
 искусство (музыка и изобразительное искусство);
 технология;
 физическая культура;
программы курсов внеурочной деятельности по направлениям:
 духовно-нравственное
 спортивно- оздоровительное
 социальное
 общеинтеллектуальное
 общекультурное
в) программа духовно-нравственного развития, воспитания
обучающихся на ступени НОО;
г) программа формирования экологической культуры, культуры
здорового и безопасного образа жизни;
д) программа коррекционной работы;
III организационный раздел:
а) учебный план начального общего образования;
б) план внеурочной деятельности;
в) система условий реализации ООП НОО:
- кадровые
- финансовые
- материально-технические
- психолого-педагогические
- информационно-методические
Наличие сетевого графика (дорожной карты) по формированию
системы условий
7. Возможности
использования в
образовательной системе
региона

Основная общеобразовательная программа начального общего
образования МКОУ «Гоксувотарская СОШ » может
использоваться образовательными учреждениями в организации
образовательного процесса.

Паспорт
основной общеобразовательной программы
начального общего образования
муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Гоксувотарская СОШ »
Юридический адрес:
МКОУ
«Гоксувотарская
СОШ »

368023
РД
Хасавюртовский район,
с.Гоксувотар.ул.Школьная №16

Полное название
программы

Основная общеобразовательная программа начального общего
образования МКОУ«Гоксувотарская СОШ»

Основания для
разработки программы

Примерная
основная
общеобразовательная
начального общего образования

Цель программы

Обеспечение планируемых результатов по достижению
выпускником начальной общеобразовательной школы целевых
установок, знаний, умений, навыков и компетенций,
определяемых личностными, семейными, общественными,
государственными потребностями и возможностями ребёнка
младшего
школьного
возраста, индивидуальными
особенностями его развития и состояния здоровья.

Разделы основной
общеобразовательной
программы начального
общего образования

I целевой раздел:
а) пояснительная записка
б) планируемые результаты освоения обучающимися основной
образовательной программы начального общего образования;
в) система оценки достижения планируемых результатов
освоения ООП НОО пояснительная записка;

программа

II содержательный раздел:
а) программа развития УУД у обучающихся на ступени НОО;
б) программы отдельных учебных предметов, курсов, курсов
внеурочной деятельности;

программы по предметным областям:
 филология (русский язык, литературное чтение,
иностранный язык);
 математика и информатика (математика);
 обществознание и естествознание (окружающий мир);
 основы духовно-нравственной культуры народов России;
 искусство (музыка и изобразительное искусство);
 технология;
 физическая культура;
программы курсов внеурочной деятельности по направлениям:
 духовно-нравственное
 спортивно- оздоровительное
 социальное
 общеинтеллектуальное
 общекультурное

в) программа духовно-нравственного развития, воспитания
обучающихся на ступени НОО;
г) программа формирования экологической культуры, культуры
здорового и безопасного образа жизни;
III организационный раздел:
а) учебный план начального общего образования;
б) план внеурочной деятельности;
в) система условий реализации ООП НОО:
- кадровые
- финансовые
- материально-технические
- психолого-педагогические
- информационно-методические
е) сетевой график (дорожная карта) по формированию системы
условий
Основные
разработчики
программы

Зам. директора по УВР - Ахмедханова А.Х.
Соавторы:
Директор МКОУ «Гоксувотарская СОШ» -Кунакбиева И.П
Педагог-психолог - Алиева С.И.
Руководитель МО начальных классов - Баймурзаева З.И.
Учителя начальных классов

Свидетельство о государственной аккредитации
серия 05АА01 регистрационный № 0000355 от 17 февраля 2014 года.

Лицензия
серия РО № 047691 , регистрационный № 5832, дата выдачи лицензии
22 марта 2012г срок действия лицензии « БЕССРОЧНО»

СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Основой структуры образовательной среды школы является 3-х ступенчатая
модель обучения:
 I ступень. Начальная школа.
4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального
общего образования.
 II ступень. Основная (средняя) школа. 5-9-е классы.
5-летний нормативный срок усвоения образовательных программ основного
общего образования;
 III ступень. Старшая школа. 10-11-е классы.
2-летний нормативный срок усвоения образовательных программ среднего
(полного) общего образования;.

Характеристика контингента обучающихся
Структура
контингента

Начальное
общее
образование

Основное
общее
образование

Среднее (полное)
общее
образование

Всего

Количество
обучающихся

85

Общее
количество
классов, в том числе:

4

7

11

4

7

11

-

-

- общеобразовательных
- профильных

84

169

-

Средняя наполняемость классов: 15 человек
Все дети, достигшие школьного возраста- 6,6--- зачисляются в 1 класс

ООП НОО (Основная образовательная программа начального общего образования)
Содержание.
1.Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
1.2.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы
начального общего образования
1.3.Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной
программы начального общего образования
2.Содержательный раздел
2.1.Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального
общего образования
2.2.Программа отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности (Приложение
1,приложение 2)
2.3.Программа духовно – нравственного развития ,воспитания обучающихся на ступени начального
общего образования
2.4.Программа формирования экологической культуры ,здорового и безопасного образа жизни
2.5.Программа коррекционной работы
3.Организационный раздел
3.1.Учебный план начального общего образования
3.2.План внеурочной деятельности
3.3.Система условий реализации основной образовательной программы
1.1. Пояснительная записка
Данный документ разработан педагогическим коллективом учителей МКОУ «ГоксувотарскаяСОШ»
в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, с учётом рекомендаций Примерной основной образовательной программы,
особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и
их родителей, а также концептуальных положений УМК «Школа России».
Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения
содержит следующие разделы:
Целевой раздел:
•пояснительную записку;
•планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального
общего образования;
•систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования.
Содержательный раздел:
•программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального
общего образования;
•программы отдельных учебных предметов, курсов;
•программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего
образования;
•программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
программу коррекционной программы;
Организационный раздел:
•учебный план образовательного учреждения;
•план внеурочной деятельности;
•систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями
Стандарта;
Данная программа рассчитана на четыре года (возраст 6,5 – 11 лет) школьной жизни детей. Именно на
этой ступени образования создаются предпосылки для решения на последующих этапах школьного

образования более сложных задач, связанных с обеспечением условий для развития личности
школьника, сознания, способностей и самостоятельности
Образовательная программа учитывает специфику начальной школы – особый этап в жизни ребенка,
связанный:
- с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка – с переходом к учебной
деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся
социальной по содержанию;
- освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия с окружающим миром,
развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
- принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании
внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы
личностного и познавательного развития;
- формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности:
принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность,
осуществлять ее контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
- изменением при этом самооценки ребенка, которая приобретает черты адекватности и
рефлексивности.
Цели и задачи реализации Образовательной программы, конкретизированные в соответствии с
требованиями Стандарта к результатам образования
Целью реализации образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по
достижению выпускником начальной образовательной школы целевых установок, знаний, умений,
навыков и компетентностей, определяемых личностными, общественными, государственными
потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными
особенностями его развития и состояния здоровья.
Образовательная программа предусматривает достижение следующих результатов образования:
- личностные результаты: знание моральных норм, умение соотносить свои поступки с принятыми
этическими нормами, умение выделять нравственный аспект поведения, сформированность мотивации к
учению, сформированность умения учиться;
- метапредметные результаты: освоение обучающимися в процессе урочной и внеурочной деятельности
универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных);
- предметные результаты: освоение обучающимися в ходе изучения того или иного предмета (в
условиях урочной и внеурочной деятельности) системы знаний и опыта, специфичного для предметной
области, по получению этих знаний, их преобразованию в практике повседневной жизни.
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования решаются следующие
задачи:
• становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
• формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать,
сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять
её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
• формировать у младших школьников самостоятельную познавательную деятельность;
• духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими
моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
• сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье и безопасность обучающихся, обеспечить их
эмоциональное благополучие;
• развить творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей; сохранить и
поддержать индивидуальность каждого ребенка;
• создать педагогические условия, обеспечивающие не только успешное образование на данной ступени,
но и широкий перенос средств, освоенных в начальной школе, на следующие ступени образования .
• помочь школьникам овладеть основами грамотности в различных ее проявлениях (учебной,
двигательной, духовно-нравственной, социальной, художественной, языковой, математической,
естественнонаучной, технологической);
• дать каждому ребенку опыт и средства ощущать себя субъектом отношений с людьми, с миром и с
собой, способным к самореализации в образовательных и других видах деятельности.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход,
который предполагает:

• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества,
инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе
принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного
состава;
• переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки
содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально
желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
• ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности
обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной
деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития
обучающихся;
• учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся,
роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных
целей и путей их достижения;
• обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего
(полного) общего и профессионального образования;
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого
обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья),
обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм
сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Принципы и подходы к формированию Образовательной программы
Основными принципами (требованиями) системно-деятельностного подхода и развивающей системы
обучения являются:
• Принцип непрерывного общего развития каждого ребёнка в условиях обучения, идущего впереди
развития. Предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовнонравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребёнка.
• Принцип целостности образа мира связан с отбором интегрированного содержания предметных
областей и метапредметных УУД, которые позволяют удержать и воссоздать целостность картины
мира, обеспечить осознание ребёнком разнообразных связей между его объектами и явлениями.
• Принцип практической направленности предусматривает формирование универсальных учебных
действий средствами всех предметов, способности их применять в условиях решения учебных задач
практической деятельности повседневной жизни, умениями работать с разными источниками
информации (учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь) и продуманная система выхода за рамки этих трёх
единиц в область словарей, научно-популярных и художественных книг, журналов и газет, других
источников информации; умений работать в сотрудничестве (в малой и большой учебных группах), в
разном качестве (ведущего, ведомого, организатора учебной деятельности); способности работать
самостоятельно (не в одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию).
• Принцип учёта индивидуальных возможностей и способностей школьников. Это, прежде всего,
использование разноуровневого по трудности и объёму представления предметного содержания через
систему заданий, что открывает широкие возможности для вариативности образования, реализации
индивидуальных образовательных программ, адекватных развитию ребёнка. Каждый ребёнок получает
возможность усвоить основной (базовый) программный материал, но в разные периоды и с разной
мерой помощи со стороны учителя и соучеников, а более подготовленные учащиеся имеют шанс
расширить свои знания (по сравнению с базовым).
• Принцип прочности и наглядности реализуется через рассмотрение частного (конкретное наблюдение)
к пониманию общего (постижение закономерности) и затем от общего (от усвоенной закономерности) к
частному (к способу решения конкретной учебной или практической задачи). Основанием реализации
принципа прочности является разноуровневое по глубине и трудности содержание учебных заданий.
Это требование предполагает, прежде всего, продуманную систему повторения (неоднократное
возвращение к пройденному материалу), что приводит к принципиально новой структуре учебников
УМК и подачи материала: каждое последующее возвращение к пройденному материалу продуктивно
только в том случае, если имел место этап обобщения, который дал школьнику в руки инструмент для
очередного возвращения к частному на более высоком уровне трудности выполняемых УУД.

• Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребёнка базируется на
необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня.
Предполагается также создание условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях
(урочных и внеурочных): утренняя гимнастика, динамические паузы, экскурсии на природу.
Общая характеристика Образовательной программы.
Младший школьный возраст определяется моментом поступления ребёнка в школу 6,6 – 7 лет. Начало
школьного обучения практически совпадает с периодом второго физиологического кризиса, который
приходится на возраст 7 лет. Это означает кардинальные изменения в системе социальных отношений и
деятельности ребёнка, который совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма,
что требует большого напряжения и мобилизации его резервов.
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. В рамках учебной
деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые
достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие
на следующем возрастном этапе.
Центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:
- качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;
- рефлексия, анализ, наличие внутреннего плана действий;
- развитие нового познавательного отношения к действительности, ориентация на группу сверстников.
Младший школьный возраст является благоприятным для:
- формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
- развития продуктивных приёмов и навыков учебной работы, «умения учиться»;
- раскрытия индивидуальных особенностей и способностей; развитие навыков самоконтроля,
самоорганизации и саморегуляции;
- становление адекватной самооценки, развитие критичности по отношению к себе и окружающим;
- усвоение социальных норм, нравственного развития; развития навыков общения со сверстниками,
установление прочных дружеских контактов.
Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются
интеллект, личность, социальные отношения. Младший школьный возраст – это период позитивных
изменений и преобразований, поэтому так важен уровень достижений, осуществлённый каждым
ребёнком. Важно, чтобы каждый ребёнок чувствовал свою ценность и неповторимость.
Ожидаемый результат:
• достижение уровня элементарной грамотности;
• сформированность умений социальной коммуникации младшего школьника с другими учениками и
взрослыми;
• развитие устойчивого познавательного интереса и обучающегося, навыков анализа, рефлексии,
проектирования при решении учебных задач и проблемных ситуаций;
• формирование коммуникативной культуры и самостоятельности;
• формирование нравственных и этических начал личности;
• формирование положительной мотивации на обучение в основной школе и адаптации в ней;
• готовность ученика к продолжению образования на 2 ступени.
Образ выпускника начальной школы
• это ученик, который успешно овладел обязательным минимумом содержания образования, достиг
уровня элементарной грамотности, а именно, сформированности опорных знаний и учебных умений в
области счёта, письма и умения решать простейшие познавательные задачи; он готов, а главное, хочет
учиться;
• это ученик, который овладел первым уровнем развития самостоятельной деятельности – копирующим
действием;
• это ученик, у которого есть потребность выполнять правила для обучающихся; он умеет различать
хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников,
соблюдает порядок и дисциплину в школе и общественных местах;
• это ученик, у которого есть опыт участия в подготовке и проведении общественно полезных дел,
осуществления индивидуального и коллективного выбора поручений в процессе организации
жизнедеятельности в классе и школе;

• это ученик, который способен сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям,
животным, природе;
• это ученик, который стремится стать сильным, быстрым. Ловким и закаленным.
В соответствии с возрастными особенностями младших школьников основную образовательную
программу начального образования можно условно разделить на три этапа:
- первый этап (первые два месяца первого класса) – переходный адаптационный период. Основные цели
которого - обеспечить плавный переход детей от игровой к учебной деятельности, выработка основных
правил и норм школьной жизни.
Данный этап начального образования характеризуется тем, что:
1) он является переходным, а, следовательно, психологическая и физиологическая чувствительность
ребенка ко всему, что с ним происходит, чрезвычайно обострена;
2) в это время у детей наиболее интенсивно происходит осмысление своего социального положения и
закладываются переживания, на многие годы определяющие их отношение к учебной работе, общению
с учителями и одноклассниками, к самому пребыванию в школе.
Учение должно быть с самого начала представлено детям как социально значимая, особо уважаемая
взрослыми деятельность. Главная педагогическая задача на первом этапе обучения – обеспечить
условия, при которых приход в школу будет ощущаться ребенком как переход на новую ступень
взросления. А это значит, что ему не только должны быть представлены педагогические требования, но
и предоставлена возможность обсуждения ситуаций, когда он по каким-то причинам не хочет или не
может выполнять эти требования. Педагогическая поддержка предотвращает превращение
педагогического требования в педагогический произвол. Постепенность введения требований и их
соотнесенность с индивидуальным дошкольным опытом ребенка - непременное условие, позволяющее
ему осознать, что существующие нормы обусловлены не просто желаниями отдельных взрослых, а
нужны ему самому.
Второй этап (вторая четверть 1-го класса – первое полугодие 4 класса). Его основная цель –
конструирование коллективного «инструмента» учебной деятельности в учебной общности класса.
Этот период характеризуется тем, что:
1) оформляется мотивация учения, зарождаются познавательные интересы, выходящие за рамки
учебных предметов;
2) происходит формирование учебной деятельности в классе. Обучающиеся обретают первые
технические возможности пополнять свое образование без непосредственного руководства учителя;
3) самостоятельность ребенка достигает того уровня, когда часть учебной работы на этапе коррекции
своих действий может и стремиться выполнить сам, без посторонней помощи;
4) складывается класс как учебное сообщество, способное втягивать в решение познавательных задач
даже наименее мотивированных школьников.
Таким образом, на этом этапе начального образования становятся возможным полноценная организация
учебной деятельности младших школьников, благодаря которой учащиеся смогут определять границы
своих возможностей, отделять свои знания от незнания. Большое значение при этом имеет осознанное
отношение к одноклассникам и учителю как к партнерам.
Третий этап (второе полугодие 4-го года обучения), как и первый имеет переходный характер. Этот
этап опробования в разных ситуациях сконструированного в совместной деятельности «инструмента»
учебной деятельности, рефлексия общих способов действия обучающихся , формирование основ умения
учиться.
Переход от младшей ступени образования к основной в современном школьном укладе сопровождается
достаточно резкими переменами в жизни школьников (повышение требований к самостоятельности и
ответственности обучающихся, возрастающая сложность предметного содержания обучения, новые
отношения с учителями-предметниками). Очевидно, что этот переход не должен с необходимостью
носить кризисный характер, сопровождаться резким разрывом между предыдущим и последующим
образом жизни. Многих широко распространенных кризисных явлений (спад учебной мотивации,
нарастание дисциплинарных трудностей, рост тревожности, дезориентация в жизненных ситуациях)
можно избежать, если сам этот переход строится как мягкий, постепенный и длительный.
Таким образом, основная цель данного периода начального образования обеспечить постепенный, не
кризисный переход школьников с начальной на основную ступень образования.
Основные периоды учебного года
Учебный год представляет собой условный отрезок времени в календарном году, выделенный для

систематического обучения детей. Учебный год соответствует этапам разворачивания учебной
деятельности в классе. В связи с этим в нем выделяются три периода: период совместного
проектирования и планирования задач учебного года (период «запуска»); период постановки и решения
учебных задач года; рефлексивный период учебного года.
Период совместного проектирования и планирования учебного года (сентябрь месяц)
Основными задачами первого периода учебного года являются следующие:
• дать возможность младшим школьникам определить стартовый уровень знаний и умений, которые
будут необходимы им в учебном году для дальнейшего обучения;
• провести коррекцию знаний и умений, без которых двигаться дальше невозможно, восстановить
навыки, которые могли бы быть утрачены в ходе летнего перерыва;
• создать ситуации, требующие от учеников определения границы своих знаний и очерчивания
возможных будущих направлений учения.
Для решения этих задач внутри первого периода учебного года выделяется четыре последовательных
этапа совместных действий обучающихся и учителя:
1 этап – проведение стартовых проверочных работ по основным учебным предметам;
2 этап – коррекция необходимых для данного учебного года знаний (способов/средств предметных
действий) на основе данных стартовых работ через организацию самостоятельной работы обучающихся;
3 этап – определение границ знания и незнания в каждом учебном предмете; фиксация задач года и
форма их представления;
4 этап – представление результатов самостоятельной работы обучающихся по коррекции их знаний.
Период совместной постановки и решения системы учебных задач (октябрь-первая половина апреля)
В этом периоде в рамках постановки и решения учебных, учебно-практических задач создаются условия
и предоставляются возможности для полноценного освоения следующих действий и систем действий:
• инициативного поиска и пробы средств, способов решения поставленных задач, поиска
дополнительной информации, необходимой для выполнения заданий, в том числе – в открытом
информационном пространстве; сбора и наглядного представления данных по заданию;
• моделирования выделяемых отношений изучаемого объекта разными средствами, работа в модельных
условиях и решение частных задач;
• самоконтроля выполнения отдельных действий: соотнесения средств, условий и результатов
выполнения задания;
• адекватной самооценки собственных учебных достижений на основе выделенных критериев по
инициативе самого обучающегося (автономная оценка);
• самостоятельного выполнения обучающимися заданий на коррекцию своих действий, а также
расширения своих учебных возможностей с использованием индивидуальных образовательных
траекторий;
• содержательного и бесконфликтного участия в совместной учебной работе с одноклассниками как под
руководством учителя ( общеклассная дискуссия), так и в относительной автономии от учителя
(групповая работа);
• самостоятельного написания собственных осмысленных и связных небольших текстов (10-15
предложений);
• понимания устных и письменных высказываний.
Рефлексивный период учебного года (вторая половина апреля – май).
Основными задачами заключительного периода учебного года являются:
• определение количественного и качественного прироста в знаниях и способностях учащихся по
отношению к началу учебного года;
• восстановление и осмысление собственного пути движения в учебном материале года, определение
достижений и проблемных точек для каждого ученика класса (учениками);
• предъявление личных достижений ученика классу, учителю, родителям.
Данный период имеет несколько этапов организации образовательного процесса:
1 этап – подготовка и проведение итоговых проверочных работ. Анализ и обсуждение их результатов;
2 этап - проведение межпредметного (разновозрастного) образовательного модуля в форме проектной
задачи;
3 этап - подготовка и демонстрация (презентация) личных достижений обучающихся за год
(«Портфолио» обучающихся ).
Образовательная программа предусматривает:

- достижение планируемых результатов освоения Образовательной программы всеми обучающимися,
создание условий для образования детей с особыми образовательными потребностями на основе
уровневого подхода в обучении, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;
- выявление и развитие способностей обучающихся, включая одарённых детей, через систему клубов,
секций, кружков, организацию общественно полезной деятельности;
- организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и
проектно-исследовательской деятельности через различные формы организации внеурочной
деятельности;
- участие обучающихся, их родителей, педагогических работников и общественности в проектировании
и развитии внутришкольной социальной среды на основе выработки общих позиций, единых
требований, создания условий, согласования деятельности школы и семьи по воспитанию и обучению;
- использование в образовательном процессе современных образовательных технологий
деятельностного типа. И в первую очередь личностно-ориентированного развивающего обучения;
- возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся на уроке и за его пределами
благодаря взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности.
Состав участников образовательного процесса.
В соответствии со Стандартом и Типовым положением об общеобразовательном учреждении
участниками образовательного процесса являются обучающиеся, педагогические работники
общеобразовательного учреждения, родители (законные представители) обучающихся.
Задачи субъектов образовательного процесса
Приоритетным для начальной ступени образования является создание базовых условий для
формирования компетентностей, существенных для успеха в самых разных сферах жизни любого
человека и общества. Обладание теми или иными компетентностями делает человека успешным в
социуме социально, экономически и личностно.
Существенной особенностью компетентности является то, что внешние требования и контекст ситуации
учитываются ее обладателем наряду с собственными способностями и склонностями. Компетентность
включает в себя целый комплекс способностей, навыков и знаний: продуктивное предметное мышление,
двигательные и умственные навыки, знания, интуицию, мотивацию, ценностные и этические
ориентации, социальные и поведенческие установки — все то, что может быть мобилизовано для
эффективного действия.
Создание условий для становления необходимых компетентностей может быть обеспечено:
• содержательной интеграцией разных предметных областей начального образования;
• установлением необходимого баланса теоретической и практической составляющих содержания
образования;
• побуждением и поддержкой детских инициатив во всех видах деятельности;
• информационными технологиями и как средства организации учебной работы, и как особый объект
изучения (на интегративной основе);
• обучением навыкам общения и сотрудничества;
• поддержкой оптимистической самооценки школьников и уверенности в себе;
• расширением опыта самостоятельного выбора в учебной и других видах деятельности;
• формированием учебной самостоятельности (желания и умения учиться, связанных с расширением
границы возможностей обучающихся, в том числе – за счет использования инструментов работы с
информацией и доступа в контролируемое, но открытое информационное пространство).
Виды деятельности младших школьников:
• учебное сотрудничество (коллективно-распределенная учебная деятельность, в том числе,
коллективная дискуссия, групповая, парная работа);
• индивидуальная учебная деятельность (в том числе, самостоятельная работа с использованием
дополнительных информационных источников);
• игровая деятельность (в том числе, и высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра, игра
по правилам);
• творческая (в том числе, художественное творчество, конструирование, формирование замысла и
реализация социально значимых инициатив и др.);
• трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально
значимых трудовых акциях);
• спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами

спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).
Задачи младших школьников, решаемые в разных видах деятельности
• сделать первые шаги в овладении основами понятийного мышления (в освоении содержательного
обобщения, анализа, планирования и рефлексии);
• научиться самостоятельно конкретизировать поставленные цели и искать средства их решения;
• научиться контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в разных видах
деятельности;
• овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками;
• овладеть высшими видами игры (игра-драматизация, режиссерская игра, игра по правилам). Научиться
удерживать свой замысел, согласовывать его с партнерами по игре, воплощать в игровом действии.
Научиться удерживать правило и следовать ему;
• научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом
продукте. Овладеть средствами и способами воплощения собственных замыслов;
• приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями и операциями на
уроках технологии и в социальных практиках;
• приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить основные этикетные нормы,
научиться правильно выражать свои мысли и чувства.
Задачи педагогов, решаемые в ходе реализации данной программы
• • обеспечивают многообразие организационно-учебных и внеучебных форм освоения программы
(уроки, занятия, события, тренинги, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.);
• • способствуют освоению обучающимися высших форм игровой деятельности и создает комфортные
условия для своевременной смены ведущей деятельности (игровой на учебную) и превращения игры из
непосредственной цели в средство решения учебных задач;
• • формируют учебную деятельность младших школьников (организует постановку учебных целей,
создает условия для их «присвоения» и самостоятельной конкретизации учениками; побуждает и
поддерживает детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения учебных
целей; организует усвоение знаний посредством коллективных форм учебной работы; осуществляет
функции контроля и оценки, постепенно передавая их ученикам);
• • создают условия для продуктивной творческой деятельности ребенка (совместно с учениками ставят
творческие задачи и способствуют возникновению у детей их собственных замыслов);
• • поддерживают детские инициативы и помогает в их осуществлении; обеспечивают презентацию и
социальную оценку результатов творчества учеников через выставки, конкурсы, фестивали, детскую
периодическую печать и т. п.;
• • создают пространство для социальных практик младших школьников и приобщения их к
общественно значимым делам.
Задачи родителей (законных представителей)
Родители (законные представители) обязаны обеспечить условия для получения обучающимися
основного общего образования и среднего (полного) общего образования, в том числе:
- обеспечить посещение обучающимися занятий согласно учебному расписанию и иных школьных
мероприятий, предусмотренных документами, регламентирующими образовательную и воспитательную
деятельность школы;
- обеспечить выполнение обучающимися домашних заданий;
- обеспечить обучающегося за свой счет (за исключением случаев, предусмотренных законодательством
и актами органов местного самоуправления) предметами, необходимыми для участия обучающегося в
образовательном процессе (письменно-канцелярскими принадлежностями, спортивной формой и т.п.), в
количестве, соответствующем возрасту и потребностями обучающегося.
Родители (законные представители) вправе принимать участие в управлении Школой; защищать
законные права и интересы ребёнка.
Кадровые условия реализации ООП НОО включают:
№ п/п Специалисты Функции Количество специалистов в начальной школе
1. Учитель - организация условий для успешного продвижения ребенка в рамках образовательного
процесса.
2. Психолог - помощь педагогу в выявлении условий, необходимых для развития ребенка в
соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.
3. Библиотекарь - обеспечивает интеллектуальный и физический доступ к информации, участвует в

процессе воспитания культурного и гражданского самосознания, содействует формированию
информационной компетентности уч-ся путем обучения поиску, анализу, оценке и обработке
информации.
4. Административный персонал - обеспечивает для специалистов ОУ условия для эффективной работы,
осуществляет контроль и текущую организационную работу.
1.2 Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы
начального общего образования.
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего
образования (далее — планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации
требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу.
Они представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования,
допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех
составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.
Планируемые результаты:
•обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки
результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, уточняя и
конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой
учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики
обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки;
•являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов,
курсов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения
обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
В соответствии с системно-деятельностным подходом, составляющим методологическую основу
требований Стандарта, содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые
способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и
учебно-практические задачи, в том числе как задачи, направленные на отработку теоретических
моделей и понятий, так и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным
ситуациям.
Иными словами, система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно
действиями — познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными
через специфику содержания того или иного предмета, — овладеют обучающиеся в ходе
образовательного процесса. В системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал,
имеющий опорный характер, т. е. служащий основой для последующего обучения.
Структура планируемых результатов строится с учётом необходимости:
•определения динамики картины развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня
развития и ближайшей перспективы — зоны ближайшего развития ребёнка;
•определения возможностей овладения учащимися учебными действиями на уровне, соответствующем
зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных
знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для данного предмета;
•выделения основных направлений оценочной деятельности — оценки результатов деятельности систем
образования различного уровня, педагогов, обучающихся.
С этой целью в структуре планируемых результатов по каждой учебной программе (предметной,
междисциплинарной) выделяются следующие уровни описания.
Цели ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты
изучения данной учебной программы. Их включение в структуру планируемых результатов призвано
дать ответ на вопрос о смысле изучения данного предмета, его вкладе в развитие личности
обучающихся. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, представлены в первом,
общецелевом блоке, предваряющем планируемые результаты по отдельным разделам учебной
программы. Этот блок результатов описывает основной, сущностный вклад данной программы в
развитие личности обучающихся, в развитие их способностей; отражает такие общие цели образования,
как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование
определённых познавательных потребностей обучающихся. Оценка достижения этих целей ведётся в
ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно не

персонифицированной информации, а полученные результаты характеризуют деятельность системы
образования.
Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала.
Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится»
к каждому разделу учебной программы. Они ориентируют пользователя в том, какой уровень освоения
опорного учебного материала ожидается от выпускников. Критериями отбора данных результатов
служат: их значимость для решения основных задач образования на данной ступени, необходимость для
последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством
обучающихся, как минимум, на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность
обучающихся. Иными словами, в эту группу включается система таких знаний и учебных действий,
которая, во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной
школе и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя в принципе может
быть освоена подавляющим большинством детей.
Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может
осуществляться как в ходе освоения данной программы (с помощью накопительной оценки, или
портфеля достижений), так и по итогам её освоения (с помощью итоговой работы). Оценка освоения
опорного материала на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся,
ведётся с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, соответствующих зоне ближайшего
развития, — с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий
базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о
возможности перехода на следующую ступень обучения.
Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков,
расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего
изучения данного предмета. Планируемые результаты, описывающие указанную группу целей,
приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу примерной
программы учебного предмета и выделяются курсивом. Уровень достижений, соответствующий
планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся,
имеющие более высокий уровень мотивации и способностей. В повседневной практике обучения эта
группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной
сложности учебных действий для обучающихся, так и в силу повышенной сложности учебного
материала и/или его пропедевтического характера на данной ступени обучения. Оценка достижения
этих целей ведётся преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование
исключительно не персонифицированной информации. Частично задания, ориентированные на оценку
достижения этой группы планируемых результатов, могут включаться в материалы итогового контроля.
Основные цели такого включения — предоставить возможность обучающимся продемонстрировать
овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста
численности группы наиболее подготовленных обучающихся. При этом невыполнение обучающимися
заданий, с помощью которых ведётся оценка достижения планируемых результатов этой группы, не
является препятствием для перехода на следующую ступень обучения. В ряде случаев учёт достижения
планируемых результатов этой группы целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного
оценивания, а полученные результаты фиксировать посредством накопительной системы оценки
(например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки.
Подобная структура представления планируемых результатов подчёркивает тот факт, что при
организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых
результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны
на дифференциации требований к подготовке обучающихся.
На ступени начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:
•междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий», а также её
разделов «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ- компетентности учащихся»;
•программ по всем учебным предметам — «Русский язык», «Родной язык», «Литературное чтение»,
«Литературное чтение на родном языке», «Иностранный язык», «Математика», «Окружающий мир»,
«Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Музыка», «Изобразительное искусство»,
«Технология», «Физическая культура».

1.2.
1. Формирование универсальных учебных действий
(личностные и метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у
выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные
универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция
обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные
мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных
действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его,
включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том
числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и
анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические
средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических
действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения
учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и
кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию,
отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами
которых являются тексты.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
•внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на
содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
•широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
•учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
•ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и
самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на
понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
•способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
•основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как
члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою
Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
•ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков
окружающих людей;
•знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и
конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к
конвенциональному уровню;
•развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
•эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
•установка на здоровый образ жизни;
•основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей
деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
•чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной
художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
•внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному
учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных
мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
•выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
•устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

•адекватного понимания причин успешности/не успешности учебной деятельности;
•положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности
реализации социальной роли «хорошего ученика»;
•компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
•морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на
основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование
в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
•установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
•осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу
человеческой жизни;
•эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в
поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
•принимать и сохранять учебную задачу;
•учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с
учителем;
•планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том
числе во внутреннем плане;
•учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
•осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде
пользоваться реакцией среды решения задачи);
•оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
•адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
•различать способ и результат действия;
•вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта
характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более
совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов
решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
•в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
•преобразовывать практическую задачу в познавательную;
•проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
•самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
•осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия,
актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
•самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые
коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
•осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием
учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом
информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
•осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том
числе с помощью инструментов ИКТ;
•использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы
(включая концептуальные) для решения задач;
•строить сообщения в устной и письменной форме;
•ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
•основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную
информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
•осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
•осуществлять синтез как составление целого из частей;
•проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

•устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
•строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
•обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса
единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
•осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных
признаков и их синтеза;
•устанавливать аналогии;
•владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
•осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
•записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
•создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
•осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
•осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий;
•осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя
недостающие компоненты;
•осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии
для указанных логических операций;
•строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
•произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
•адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его
аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе
средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
•допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих
с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
•учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
•формулировать собственное мнение и позицию;
•договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов;
•строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
•задавать вопросы;
•контролировать действия партнёра;
•использовать речь для регуляции своего действия;
•адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
•учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
•учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
•понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
•аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при
выработке общего решения в совместной деятельности;
•продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех
участников;
•с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
•задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с
партнёром;
•осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
•адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
•адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных
задач.

1.2.2 Чтение. Работа с текстом
(метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего
образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией
в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных ,познавательных текстов,
инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного
интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками
чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с
текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной
для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и
обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся
смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных
причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также
принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они
приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с
информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
•находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
•определять тему и главную мысль текста;
•делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
•вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;
упорядочивать информацию по заданному основанию;
•сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два - три существенных признака;
•понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько
примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию;
выделять общий признак группы элементов);
•понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы,
диаграммы;
•понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру,
выразительные средства текста;
•использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид
чтения в соответствии с целью чтения;
•ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
•использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной
информации;
•работать с несколькими источниками информации;
•сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
•пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
•соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте
напрямую;
•формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие
вывод;
•сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
•составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный
вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
•делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
•составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:
•высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
•оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль
иллюстративного ряда в тексте;
•на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного,
обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути
восполнения этих пробелов;
•участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
•сопоставлять различные точки зрения;
•соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
•в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую)
информацию.
1.2.3. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
(метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования
начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном
высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с гипермедийными
информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения,
цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые
могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в
Интернете.
Обучающиеся познакомятся с различными средствами ИКТ, освоят общие безопасные и эргономичные
принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в
обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.
Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ;
научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые
данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать гипермедиасообщения.
Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных
задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения;
критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических
ситуациях.
В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных
учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых
предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные
действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в
средней и старшей школе.
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Выпускник научится:
•использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата,
эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие
физические упражнения (минизарядку);
•организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных
Выпускник научится:
•вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото и
видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию;
•владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке; набирать текст на
иностранном языке, использовать экранный перевод отдельных слов;
•рисовать изображения на графическом планшете;
•сканировать рисунки и тексты.
Выпускник получит возможность научиться:
•использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.
Обработка и поиск информации

Выпускник научится:
•подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат
видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
•описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную
и числовую информацию о нём, используя инструменты ИКТ;
•собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые
датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
•редактировать цепочки экранов сообщения и содержание экранов в соответствии с коммуникативной
или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео и аудиозаписей,
фотоизображений;
•пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным
правилам оформления текста; использовать полуавтоматический орфографический контроль;
использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида;
•искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных,
контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых
информационных источников

Учебные планы на
2022 -2023 учебный год:
1 классы
Класс
1
5
3
----

Предметная область

Учебные предметы

Филология

Математика

Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык
(английский)
Родной язык
Математика

Искусство

Музыка

1

Изобразительное
искусство +
Технология

1

Обществознание и
естествознание
Физическая культура

2
4

1

Окружающий мир

2

Физическая культура

2

Внеурочная деятельность
Начально- техническое творчество

1

Шахматы
Разговор о важном
Обязательная часть

1
1
24
24

Итого: обязательная общая учебная
Нагрузка
2 класс
Предметная область

Филология

Математика
Обществознание и
естествознание
Искусство

Учебные предметы

Класс
2
5
3

Русский язык
Литературное
чтение
Иностранный язык
(английский)
Родной язык
Математика

2/1
4

Окружающий мир

2

Музыка
Изобразительное

1
1

2

искусство
Технология
Физическая
культура

Физическая культура

1
2

Внеурочная деятельность
Начально-техническое творчество
Шахматы
Разговор о важном

1
1
1

Итого: обязательная общая учебная
Нагрузка

28

3 класс
Предметная область

Учебные предметы

Филология

Математика
Обществознание и
естествознание
Искусство

Класс

3
5
3

Русский язык
Литературное
чтение
Иностранный язык
(английский)
Родной язык
Математика

2/1
4

Окружающий мир

2

Музыка
Изобразительное
искусство

1
1

Технология
Физическая культура

2

1
2

Физическая
культура

Обязательная часть

26

Внеурочная
Начально- техническое
творчество
Шахматы

1
1

Разговор о важном
На усмотрение ОО
Итого: обязательная общая учебная нагрузка

1
1
28

4 классы
Филология

Русский язык
Литературное

4
5
3

Математика
Обществознание и
естествознание
Искусство
Технология
Физическая культура

чтение
Иностранный язык
(английский)
Родной язык
Математика

2/1
4

Окружающий мир

2

Музыка
Изобразительное
искусство
Технология
Физическая
культура

1
1

2

1
2

Внеурочная
Начально- техническое
творчество
Шахматы

1

ОРКСЭ
Разговор о важном
На усмотрение ОО

1
1
1

1

Итого: обязательная общая учебная нагрузка

29

ФГОС, количество письменных работ:
Русский язык
1
2
Класс
Класс
-диктант с грамматическим заданием
4

3
класс
4

4
класс
4

2

1

-

-контрольное изложение

-

-

1

-контрольный словарный диктант

2

2

2

-тестирование

-

1

1

- проекты

1

1

1

-/1

4

4

4

-/2
1
Класс

13
2
класс
6

13
3
класс
6

13

2

2

2

4

4

4

-контрольное списывание

Годовая стандартизированная
контрольная работа
Всего по русскому языку
Математика

-/1

Тематические контрольные работы
Контрольное тестирование
Годовые стандартизированные
контрольные работы

1

4 класс
6

Всего по математике
Окружающий мир

1

12

12

1
Класс

2
класс
6

3
класс
6

Тематические контрольные работы

12
4 класс
6

Проекты

1

1

1

1

Практические работы

4

4

4

4

1

1

1

12

12

Годовые
стандартизированные
контрольные работы по окружающему
миру
Всего:
Литературное чтение

5
1 класс

2 класс

3 класс

12
4 класс

Творческие работы

1

2

4

4

Проекты

1

1

1

1

Тематические тесты

3

4

4

Годовые стандартизированные
контрольные работы
Всего по литературному чтению

1

1

1

7

10

10

2

Перечень учебников и учебных пособий,
обеспечивающих реализацию учебного плана УМК «Школа России»
1-е классы

1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык» М., «Просвещение» 2011 год.
2. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г. «Литературное чтение» М., «Просвещение» 2011 год.
3. В.Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин. «Азбука» (в 2-х частях) М., «Просвещение» 2011 год.
4. М.И. Моро, С.И.Волкова,«Математика» (в 2-х частях) «Школа России» М.,«Просвещение» 2011 г.
5. А.А.Плешаков. «Окружающий мир» (в 2-х частях) «Школа России» М., «Просвещение» 2011 г
6. Критская «Музыка». 2011.
7. Лях В. И. «Физическая культура» 1-4 класс. Учебник
8. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П., «Технология»
9. Неменская Л. А. Коротеева Е. И., Горяева Н. А. (под ред. Неменского Б. М «Изобразительное
искусство» 1класс. Учебник, рабочая тетрадь..,.).

2-е классы
1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. « Русский язык» М. Просвещение 2012 год.
2.Л.С. Климанова, В.Г.Горецкий. «Литературное чтение» М., «Просвещение» 2012 год.
3.М.И. Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова. «Математика» (в 2-х частях) М., «Просвещение» 2012 г
4. А.А.Плешаков. «Окружающий мир» (в 2-х частях) М., «Просвещение» 2012 год.
5. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. « Музыка» 2005.
6. Кузовлев В.П., Перегудова Э.Ш.,«Английский язык»
8. Неменская Л. А. Коротеева Е. И., Горяева Н. А. (под ред. Неменского Б. М «Изобразительное
искусство» 2 класс. Учебник, рабочая тетрадь..,.).
9. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П., «Технология»
10. Лях В. И. «Физическая культура» 1-4 класс. Учебник

3 класс
1.Канакина В. П., Горецкий В. Г Русский язык. 3 класс. Учебник, рабочая тетрадь..
2.Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Литературное чтение. 3 класс. Учебник, рабочая тетрадь.
3. Моро М. И., Степанова С. В., Волкова С. И. Математика. 3 класс. Учебник, рабочая тетрадь.
4. Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник, рабочая тетрадь.
5. Неменская Л. А. Коротеева Е. И., Горяева Н. А. (под ред. Неменского Б. М Изобразительное
искусство. 3 класс. Учебник, рабочая тетрадь..,.).
6. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Музыка. 3 класс. Учебник, рабочая тетрадь. (Учебники могут
использоваться в составе системы )
7. Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Технология. 3 класс. Учебник, рабочая тетрадь.
8. Лях В. И. Физическая культура. 1-4 класс. Учебник
9.Кузовлев В.П., Перегудова Э.Ш.,«Английский язык»

4 класс
1.Канакина В. П., Горецкий В. Г Русский язык. 4 класс. Учебник, рабочая тетрадь..
2.Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. 4 класс. Учебник, рабочая
тетрадь.
3. Моро М. И., Степанова С. В., Волкова С. И. Математика. 4 класс. Учебник, рабочая тетрадь.
4. Плешаков А. А. Окружающий мир. 4 класс. Учебник, рабочая тетрадь.
5. Неменская Л. А. Коротеева Е. И., Горяева Н. А. (под ред. Неменского Б. М Изобразительное
искусство. 4 класс. Учебник, рабочая тетрадь..,.).
6. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Музыка. 4 класс. Учебник, рабочая тетрадь. (Учебники могут
использоваться в составе системы )
7. Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Технология. 4 класс. Учебник, рабочая тетрадь.
8. Лях В. И. Физическая культура.. 1-4 класс. Учебник
9.Кузовлев В.П., Перегудова Э.Ш. 4 класс.,«Английский язык»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (928) 402-41-34

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».